Нет в мире спокойного местечка (с)
Чем дальше, тем больше убеждаюсь в мысли, что историю в школах преподают принципиально не правильно. Да и не только в школах, вообще везде: её разбивают "по вертикали", хотя надо бы разбивать "по горизонтали". Возможно, ваше образное мышление (и горизонтальная линия, символизирующая время) отличается от моего, тогда у вас будет наоборот, но суть в чём: каждый раз мы учим историю одной области от и до.
Школьная история, насколько я её помню, представляет собой по большей части историю войн и экономики, в институтах у всех есть история философии, в творческих учебных заведениях есть история искусств, у нас вообще были история искусства, история русского искусства, история архитектуры и история русской архитектуры - всё по отдельности.
И я считаю это в корне неправильным, потому что все эти области взаимосвязаны. Более того, взаимосвязано вообще всё: история человечества представляет собой запутаннейший калейдоскоп причинно-следственных связей, а именно о них зачастую и забывают педагоги. Признаться, я только в институте вдруг осознала, что история вообще-то логичная ВОТЭТОПОВОРОТ! Спасибо нашему преподавателю по истории России (да, она тоже была отдельно. как и история градостроительства. и современного искусства. и вообще у нас было дофига историй), до этого момента история мной воспринималась как плохой сценарий: "сначала было это, потом это, потом это".

Не знаю, насколько это очевидно для людей, которые подобно мне в школе сей прекрасный предмет игнорировали, наравне с обязательной философией в институте, вероятно, для многих взаимосвязь абсолютно всех сфер жизни общества на протяжении мировой истории не так очевидна. Во всяком случае, пока об этом специально не задумаешься, но у меня мешанина в голове очень лихая была после института, за исключением буквально пары относительно понятных эпизодов. Но ведь на самом деле это безумно интересно! И гораздо проще, чем запоминать бесконечную череду правителей.

Я не очень образованный человек, к своему стыду. И вот сейчас понимаю, что большая часть знаний по истории, которыми я на данный момент обладаю, получена благодаря лекциям по истории искусств и историческим фильмам. И то, и другое побуждает меня лезть на википедию и разбираться, что к чему. Признаюсь, пока история Европы в моей голове всё ещё представляет собой кусочки паззла, но когда-нибудь он соберётся, потому что нельзя, например, слушать о Ботичелли и не пытаться влезть почитать про Медичи (на которых я - со своей любовью к высокомерным сволотам - и так давно поглядываю).

Надеюсь, моя сбивчивая мысль более-менее понятна, на большее моя усталая голова пока не способна, но мб я ещё разовью эту тему и напишу подробнее про архитектуру и искусство. Потому что, на мой взгляд, это интересно. А ещё принесу "Мост над бездной" и слова о том, что, когда начинаешь разбирать произведения высокого искусства, сидишь и офигеваешь просто от того, насколько мастера всё продумывают до мелочей! И в результате понимаешь, почему это произведение славится в веках.

@темы: размышляндия

Комментарии
15.12.2018 в 00:06

Между нами нет стекла и нечего бить
Вот знаешь, я с тобой очень согласна - в школе почти не воспринимала предмет истории, не переваривала все эти даты и сложно было без контекста изучать историю отдельных мест, отдельных направлений. оно же всё влияет друг на друга.
Потом мне попалась серия книг Story of the World - подходящая к истории более "горизонтально" - то есть, по временным периодам, они проходятся по истории разных регионов, их культур, искусств, мифов, верований, взаимоотношений, не только кто с кем воевал и как звали короля. Мне очень понравился такой подход. Я до сих пор плохо знаю историю, но по крайней мере поняла, что это интересно)))
15.12.2018 в 08:32

Нет в мире спокойного местечка (с)
Я до сих пор плохо знаю историю, но по крайней мере поняла, что это интересно)))
Вот та же ситуация) Для меня это сейчас как распутывание клубка: сложно, но затягивает.

Причём именно в контексте культуры: очень здорово наблюдать, как политика-экономика влияют на искусство (не напрямую, но любой человек находится под влиянием среды, в которой находится, и художник тоже) и в то же время является отражением того времени, позволяет его лучше понять, как будто наполняет это время жизнью, и в какой-то момент вдруг осознаёшь, что история - это про людей. Что короли, придворные, полководцы, художники, учёные, рабы, купцы - это всё люди.
15.12.2018 в 10:30

у меня с историей отношения сложились нормально хотя бы потому что я много читала, а в домашней библиотеке было много исторических романов. Благодаря тому же Дюма с компанией я хоть как-то ориентировалась в истории Франции и Англии, а там и с остальными странами было по-легче, ибо все равно они все связаны. Вот с историей Америки всё не так радужно, а с Азией вообще проплешина на проплешине, но со временем я с этим разрулюсь, ибо в истории всякие войны меня мало интересуют, а вот быт, культура, мода, мифология и вообще всё что связанно с обществом крайне интересно. А ещё когда начала изучать каллиграфию и как в ней отражены исторические периоды - это моя отдельная радость.
Ещё как-то получилось структуризовать знания по истории когда в старшей школе и на первом курсе университета мы разбирали подходы к изучению истории (цивилизационный, стадиальный, формационный)
15.12.2018 в 11:13

Нет в мире спокойного местечка (с)
kat.sap, я классическую литературу оценила уже сильно после школы, но по сути этот принцип очень схож с моим нынешним с той разницей, что у меня фокус на изобразительном искусстве, а не на литературе.

Вообще у нас в младшей школе был предмет "музей и культура", суть которого сводилась к изучению мифологии, а ещё немного быта и культуры, и вот это мне было дико интересно, прям за уши не вытащишь с этих занятий. И когда началась "настоящая" история и я сама, и родители были уверены, что я полюблю её, но... реальность с задачами "вот у вас контурные карты, вот карандаши, фигачьте походы Македонского из учебника" несколько разочаровала.

Причём, если покопаться, то войны в общем-то тоже интересны, потому что они оказывают глобальное влияние на все сферы жизни, не говоря уже о том, что у них тоже есть причинно-следственные связи и они редко бывают просто так, чисто по фану, чтобы было что детям в контурных картах рисовать. Но даже об этом обычно на уровне "записываем в столбик условия мирного договора и через точку с запятой результаты войны" - очень сухо, безо всякой жизни.
15.12.2018 в 12:14

нас в младшей школе был предмет "музей и культура"
у нас в средней был похожий предмет - МХК (мировая художественная культура) - и да, его очень любила)))
Причём, если покопаться, то войны в общем-то тоже интересны, потому что они оказывают глобальное влияние на все сферы жизни
это да, но приходит это знание уже на других предметах. Например, когда изучаешь историю английского языка и видишь как она тесно связанна с теми же самыми войнами и миграциями. Вот тогда и происходит понимание того, что вся почти все гуманитарные предметы как сообщающиеся сосуды. У меня такое понимание было и в школе, но более полно ощутила уже в университете.
15.12.2018 в 16:01

Рожденный ползать летает с крыши
В силу определенных причин историю (особенно некоторых периодов и регионов) знаю неплохо, но... Подход к обучению истории что раньше, что сейчас заставляет плакать. "О, ты историк! Даты хорошо знаешь!" Да нифига! У меня отвратительная память на цифры, но сдавала экзамены на 4 и 5 - потому что история, это не даты, история - это логика событий, это понимание как из одного явления получается другое. Умение понять, почему папа Иннокентий 3 объявил поход не в Палестину, а на юг Франции, почему Альенора Аквитанская вышла замуж за короля Англии и почему именно в Бургундии и именно в 15 веке была настолько прихотливая мода.
К сожалению, в школе - особенно сейчас - не дают осознания того, что нет истории России - есть история всего мира, в тесной связке с другими странами и во всех областях жизни...
21.12.2018 в 18:08

They can't stop us, let 'em try. For heavy metal we will die
И я считаю это в корне неправильным, потому что все эти области взаимосвязаны.
Аналогично. Я еще со школы начал психовать по сабжу, когда мы проходили биографии писателей по литературе, а я только уже после школы начал хоть примерно соотносить кто в какое время жил и, вотэтоповорот, почему для них были важны конкретные темы в творчестве :/ В школе, разве что, акмеисты запечатлелись, потому что мне с мелкого возраста был интересен период.
Да что говорить, даже история России и зарубежная история изучаются в разрыве друг от друга - это просто але блин, как.
21.12.2018 в 23:08

Нет в мире спокойного местечка (с)
почти все гуманитарные предметы как сообщающиеся сосуды.
Во-во! Про сообщающиеся сосуды мне тоже нравится думать)

история, это не даты, история - это логика событий, это понимание как из одного явления получается другое.
Ну вот мне эту мысль заронили только на первом уже курсе института, увы

даже история России и зарубежная история изучаются в разрыве друг от друга - это просто але блин, как.
Видимо, из логики "нельзя впихнуть невпихуемое" программу составляют по принципу "как легче поделить", а в итоге вся суть потерялась.
Надо хотя бы на бытовом уровне вне школы стараться детям прививать понмание... -_-