"И лица у них смешные. Они не персоны, они персонажи. <...> Полуфабрикаты людей." (с)
Леонардо, Рафаэль
и другие черепашки ниндзя бесспорно гении. Да и вообще итальянцы по части искусства не переплюнули разве что греческие ордера.
(вы уж извините. но ордера - самое гениальное, что было придумано в архитектуре) Однако, лично мне Северное возрождение нравится куда больше итальянского. Особенно впечатляют картины Иеронима Босха.
читать дальше Босх родился в Нидерландах, в середине 15в. Средние века. Это довольно мрачное время, лишенное романтики. Разбой, болезни, нищета, войны. Девушки умирали в родах, а мужчины от оружия. Единственное, что есть у людей - это вера, и ради этой веры они и живут. Город, где родился Босх ничем не отличался от прочих. Однако, картины этого художника типичными не назовешь. Они завораживают и притягивают, восхищают и пугают, но, на мой взгляд, не могут не удивлять, даже в наше время, где эпатажа и так переизбыток. Потому что удивительно, что эти картины созданы в 15 веке. Непонятно, что же творилось у этого человека в голове? Почему его современники Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг пишут триптихи на тему Страшного суда, а Босх изображает Стог сена?! Да еще и во времена, когда еще очень сильны традиции готики: ничего нового, выходящего за рамки известного; мастера делают так, как их учителя. Но до Босха никто подобного не изображал. Более того, вероятнее всего, он даже не путешествовал.
В одном документальном фильме, на мой взгляд весьма убедительном, говорится, что нередко Босх изображает слова из Библии очень буквально. Автор фильма рассказывает о жизни Босха, о том, что тот был глубоко верующим человеком, членом религиозной общины (Братства Богоматери), и все, что изображал художник было по сути иллюстрацией Писания или жизни города. А часто, и того, и другого.Убедительности этому объяснению добавляет прозаичность. Но все же, для меня остается непонятным, как случилось, что человек, по всей вероятности даже не "эксентричный и сумасшедший", в Средние века изображал именно так, а не иначе. Как он мыслил и что им руководило? На мой взгляд, эта загадка поинтереснее, да и посложнее, чем смысл его картин.
Смысл картин. Честно говоря, когда я смотрю на картины Босха, в первую очередь меня волнует не "что(изображено)?", а "как? почему?". Но не в том смысле "Почему он сделал эту тряпку синей, а не зеленой", а "О чем он думал, когда писал эту картину". Ибо, в отличие от большинства картин, произведения Босха уж никак нельзя списать на "что вижу, то пишу". Или же наоборот? Он писал именно то, что его окружало, пропуская каждую деталь через свое сознание и изображая этот мир дословно через призму собственного восприятия? Вот что неясно.
А теперь немного о современном искусстве. Дело в том, что с 20в и по наше время искусство порой весьма специфично. И стоит упомянуть об этом здесь, так как Босха типичным классиком тоже назвать сложно. Так вот, "современное искусство". Я его не люблю. Не мое это, если хотите. Об этом (как и вообще) я могу говорить довольно долго, но здесь хотелось бы сказать именно об известном и популярном ныне Сальвадоре Дали. Которого я очень не люблю. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что большинство его ценителей любят его прежде всего за необычность. А это то, что я называю выпендреж. Я готова поверить, что у него была какая-то идея. В конце концов, 20в это еще не наше ужасное время, почему бы ему не иметь идеи? Однако, как мне представляется, 20в это уже то время, когда одной из главных идей является поиск новой подачи идеи. А потому картины Дали мне и кажутся в большой степени выпендрежем. Взять, хотя бы названия, например, "Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения". Ужас же! Картину быстрее написать, чем выговорить ее название. В общем, только Босх, только хардкор хД
На последок хочу лишний раз отметить, что это все мое личное мнение, которое не есть истина в последней инстанции. Если Вы со мной не согласны - я буду рада выслушать и с интересом поговорю на эту тему. Но очень прошу несогласие подкреплять аргументами более вескими и убедительными, чем "ты сумасшедшая, как можно не любить Дали!" (да, Т., это я тебе!)
@темы:
Иероним Босх,
размышления,
живопись,
Арс Нова,
искусство